Статьи>Резонанс +>Школьная дезадаптация у детей: проблема и пути её решения

Школьная дезадаптация у детей: проблема и пути её решения

Школьная дезадаптация у детей: проблема и пути её решения

Гиперактивность у детей. Что делать?

Дошкольная жизнь ребенка с гиперактивностью, минимальными мозговыми расстройствами может протекать вполне благополучно. Но ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования предъявляются к тем свойствам, которые изначально нарушены. Недостаток внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, слабость самоуправления начинают мешать детям. По мнению Н.Е. Буториной, среди детей, обучающихся в 1-2 классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования, что объединяется термином школьная дезадаптация (ШД).

Школьная дезадаптация. Что скрывается за ней?

По данным И.К. Шац и Н.Н Заваденко (2003 год) более половины случаев школьной дезадаптации обусловлены СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и сборной группой различных патологических состояний, основными проявлениями которых были: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузная неврологическая микросимптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, нарушение поведения, несформированность навыка интеллектуальной деятельности (навыка реализации интеллекта).

Ребенок грызёт ногти? Со слезами собирается в школу? Читайте материал по теме «Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?» 

Второй по распространенности причиной, приводящей к школьной дезадаптации, являлись неврозы и невротические реакции (27%). 11,2% составили умственная отсталость и аффективные расстройства. Небольшой процент пришелся на неврологические заболевания (ЧМТ, нейросенсорная тугоухость, эпилепсия, ДЦП). 

Причины школьной дезадаптации

Таким образом, можно выделить 3 группы этиологических факторов ШД (причин, приводящих к школьной дезадаптации):

- биологические,

- психологические (аномальные типы семейного воспитания, несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя),

- социальные (жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, перегруженность школьной программы и т.д.).

Как правило, первый специалист, к которому обращаются дошкольники и младшие школьники с подобными жалобами, это - детский невролог. В условиях центра «Клиника Эксперт» разработан алгоритм помощи данной категории маленьких пациентов.

Какое обследование необходимо пройти детям со школьной дезадаптацией?

 

Если в этиологии школьной дезадаптации имеет место биологический фактор (перенесенная перинатальная патология, ЧМТ, нейроинфекции; текущие неврологические заболевания, астения на фоне соматической, эндокринной или наследственной патологии), то неврологом назначается необходимое обследование (ЭЭГМРТ головного мозга, спондилограммы ШОП, УЗДГ БЦС и ТКДГ, осмотр глазного дна и т.д.).

Школьная дезадаптация у детей: проблема и пути её решения

Для уточнения психологических причин школьной дезадаптации проводится консультация детского психолога. Специалист использует различные диагностические методики, оценивает особенности семейного воспитания, взаимоотношение ребенка с учителем и сверстниками, психологические особенности личности, выясняет, есть ли психосоматические заболевания. В зависимости от психологических проблем ребенку и родителям предлагаются коррекционные мероприятия: специальные беседы, работа с семьей, индивидуальные или групповые занятия для детей.

Общее количество участников группы обычно составляет не более 10 человек. Курс занятий состоит из 10 встреч продолжительностью 1,5 часа. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Участники включаются в ролевые и деловые игры, рассуждения, дискуссии. Используются техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы коррекции. Такая психокоррекция приводит к снижению уровня тревожности у детей, улучшению поведения, взаимоотношений со сверстниками и родителями, повышению учебной мотивации.

Когда ребёнку со школьной дезадаптацией необходима консультация нейропсихолога?

Увеличение числа неуспевающих детей в последние десятилетия потребовало обратиться к исследованию когнитивных процессов у дошкольников и школьников младших классов. Нарушение школьных навыков, речи, чтения, письма, счета, а на практике и сочетание нескольких нарушений, требует консультации нейропсихолога.

Детский нейропсихолог – кто он и когда поможет?

Нейропсихологический метод исследования позволяет дать качественную квалификацию развития высших психических функций и выявить индивидуальные особенности, связанные с их неравномерным развитием у детей. Выраженная неравномерность развития функций, достигая степени парциальных нарушений, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой школьной успеваемости.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неправомерности развития ребенка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в области височной доли левого полушария находятся области, “отвечающие” за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики тесты выполняются неправильно, то можно не только диагностировать незрелость того или иного участка мозга, но и спрогнозировать появление определенных типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Что за что отвечает в головном мозге? Читайте здесь

У большинства детей со школьной дезадаптацией наблюдаются: повышенная утомляемость, замедленность при выполнении заданий, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия и слухоречевой памяти, трудности пространственной организации движений и действий, трудности вхождения в задание, недостаточное развитие функций программирования и контроля, квазипространственные трудности, сниженный уровень словесно-логического мышления и понимание причинно-следственных связей. Дети со школьной дезадаптацией испытывают трудности при выполнении мыслительных операций, не всегда осуществляют самостоятельные логические умозаключения, не могут грамотно составить рассказ по картинке.

Программа нейропсихологического развития детей направлена на стимуляцию различных зон головного мозга, развитие творческого начала, формирование основы для успехов в школе и жизни. Детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования головного мозга ребенка.

Школьная дезадаптация у детей: проблема и пути её решения

В программу нейропсихологического развития детей со школьной дезадаптацией включаются специально подобранные физические упражнения, направленные на стимуляцию развития нужных функций головного мозга.

Моторное развитие направленно на межполушарное взаимодействие и произвольную саморегуляцию. Растяжки помогают напряженным мышцам расслабиться, а расслабленным - обрести тонус.  Дыхательные упражнения улучшают общий тонус тела и снабжение мозга кислородом. Глазодвигательные упражнения помогают расширению зрительного поля и развивают координацию системы “глаз – рука”. Рисование сразу двумя руками — одно из самых эффективных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия (письмо будет грамотным и красивым), а пальчиковые игры позволяют развить мелкие движения кисти. Язычковые упражнения позволяют развивать мышцы, участвующие в звукопроизношении и звукообразовании.

Школьная дезадаптация у детей: проблема и пути её решения

Такие коррекционные программы позволяют восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дают возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Нейросихологом проводятся групповые занятия с детьми с периодичностью 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 45-50 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом обязательным условием является выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдение родителями рекомендаций нейропсихолога. В результате данных занятий у детей улучшаются внимание и память, повышается умственная работоспособность, улучшаются навыки саморегуляции и поведения, улучшаются навыки письма, чтения, математические способности, снижается утомляемость.

Что дальше?

В дальнейшем все данные неврологического обследования и заключения психолога и нейропсихолога поступают к неврологу. При повторной консультации врач назначает соответствующее ситуации медикаментозное лечение.

Далее индивидуальная тактика складывается из целенаправленной работы психологов, педагогов, нейропсихологов, логопедов. Работа должна быть обязательно совместной, с возможностью обратной связи.

Выводы о том, что дети с ММД (минимальной мозговой дисфункцией) или СДВГ не успевают в школе из-за большого объема или слишком высокого уровня сложности общеобразовательной программы, несостоятельны. Необходимо уточнить проблемы ребенка, оптимизировать режим, формы и методы обучения, организовать медикаментозную поддержку, психологическое сопровождение. И проблема школьной дезадаптации будет преодолима.

Редакция рекомендует:

Непривитые дети – самые здоровые? 

Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер? 

Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога 

 

Другие статьи по теме