+7 (495) 236-85-86
Заказать звонок

Практические занятия по магнитно-резонансной томографии для студентов

Опыт организации практических занятий учебного модуля дисциплины «Рентгенология» «МРТ – современный высокотехнологичный метод медицинской визуализации в диагностике заболеваний внутренних органов и систем».

Коробов А.В., к.м.н., ассистент, кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии ВГМА им. Н.Н.Бурденко, г. Воронеж
Пасечная В.Г., к.м.н., директор, ООО «Клиника Эксперт Воронеж», г. Воронеж
Федяинова Н.В., к.п.н., доцент, руководитель информационно-методического центра, ООО «УК МРТ Эксперт», г. Москва
Николаева С.В., ассистент, кафедра онкологии, лучевой диагностики и лучевой терапии ВГМА им. Н.Н.Бурденко, г. Воронеж
Караваев А.А., врач-рентгенолог, руководитель консультативного отдела ООО «УК МРТ Эксперт», г. Воронеж
Кульнева Т.В., врач-рентгенолог ООО «УК МРТ Эксперт», г. Воронеж

Быстрое развитие новых медицинских технологий, необходимость их внедрения в практическое здравоохранение определяет потребность в регулярном обновлении содержательного компонента основных образовательных программ подготовки специалистов и программ послевузовского образования для слушателей (интернов, ординаторов), а также в совершенствовании применяемых педагогических технологий. Важно, чтобы молодой специалист по окончании медицинского ВУЗа имел знания и владел основными умениями в области передовых медицинских технологий. Особенностью рентгенологии является ее тесная связь с техническим уровнем развития аппаратов и приборов, поэтому подготовка врача-рентгенолога неразрывно связана с техническим прогрессом в этой области.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) является одним из самых безопасных методов медицинской визуализации, при этом уровень клинической ценности получаемых изображений чрезвычайно высок. МРТ позволяет выявлять патологические изменения, невидимые или недостаточно отчетливо различимые на обзорных рентгенограммах. Одно МРТ исследование позволяет получить такой объем диагностической информации, для сбора которой потребовалось бы сразу несколько рентгенологических методик. Не менее важно, что данные МРТ позволяют избежать необоснованного применения инвазивных методов исследования или определить именно тот метод верификации диагноза, который в данной конкретной клинической ситуации окажется наиболее информативным. Результатом является не только повышение информативности лучевого исследования, но и сокращение времени диагностического процесса. Поэтому при подготовке врача-рентгенолога в ВУЗе необходимо уделять существенное внимание изучению данного метода медицинской визуализации.

Каждый медицинский ВУЗ решает вопросы повышения уровня теоретической и практической подготовки будущих врачей-рентгенологов в области МРТ, расширяющей диагностические возможности рентгенологии (лучевой диагностики), индивидуально. В ходе сотрудничества ООО «УК МРТ Эксперт» с Сибирским государственным медицинским университетом (г. Томск) сотрудниками компании разработана для интернов и ординаторов кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии программа учебного модуля дисциплины «Рентгенология» «МРТ – современный высокотехнологичный метод медицинской визуализации в диагностике заболеваний внутренних органов и систем». Рассмотрим технологию организации практических занятий в рамках данного учебного модуля [2].

Практические занятия проводятся на базе диагностического центра ООО «МРТ Эксперт Томск» в учебной аудитории, оборудованной персональными компьютерами, имеющими доступ в сеть Интернет и программу-просмотрщик МР-изображений Clearcanvas. Основные знания, необходимые для освоения содержания учебного модуля, формируются в цикле дисциплин: анатомия; патологическая анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия; пропедевтика внутренних болезней; лучевая диагностика; общая хирургия; факультетская хирургия; неврология, травматология и ортопедия; урология; гинекология.

При проведении практических занятий основное внимание уделяется разборам клинических случаев, оценке МР-томограмм с написанием протоколов. В помощь интернам и ординаторам по освоению программы учебного модуля предусмотрено использование электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) в системе дистанционного обучения 1С: Университет [3]. В ЭУМК разработки к практическим занятиям представляют собой подробные планы проведения занятий с перечнем формируемых компетенций и электронными тестами для экспресс-опросов; занимают 70% от общего объема учебно-методических материалов, что обусловлено их значимостью в формировании профессиональных умений в области МРТ диагностики.

Примерная организационная структура практического занятия:

  • Мотивационный этап: объявление темы и цели практического занятия.
  • Контроль исходного уровня знаний (входной контроль и коррекция исходного уровня знаний), необходимых для изучения данной темы – фронтальный опрос по вопросам, выделенным на самостоятельное предварительное изучение.
  • Изучение теоретического материала занятия и коррекция усвоенного материала – анализ МРТ-исследования по теме, разбор и обсуждение примера оформления протокола по алгоритму.
  • Практическая работа по написанию протоколов по изученному алгоритму:

Задание 1. Соотнесите предложенный пример оформления протокола по конкретной МР-томограмме с рассмотренным на занятии алгоритмом написания протокола.

Задание 2. Проанализируйте предложенное МР-исследование и составьте протокол по изученному алгоритму.

  • Обсуждение результатов практической работы.
  • Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу по данной теме (выходной контроль знаний и навыков) – индивидуальное тестирование в среде 1С: Университет.
  • Подведение итогов (реализации целей практического занятия).

На практических занятиях широко используются различные педагогические технологии [1]: структурно–логические, диалоговые, активного обучения, педагогической поддержки, интеграционные, тренинговые, дистанционные образовательные технологии. Остановимся на некоторых из них. Диалоговые педагогические технологии позволяют реализовать интерактивную форму проведения входного контроля и коррекции исходного уровня знаний; изучение теоретического материала занятия, первичный контроль его усвоения и коррекцию в ходе коллективного обсуждения МРТ-исследования. Технологии активного обучения применяются в ходе практической работы при выполнении заданий по коллективному написанию протокола исследования, когда каждый член группы отвечает за конкретную протокольную часть и от качества его работы зависит результат выполнения задания следующего участника группы. Технологии активного обучения, кроме формирования необходимых профессиональных умений, способствуют развитию таких качеств личности как ответственность и коммуникабельность. Дистанционные образовательные технологии составляют основу в организации практических занятий по учебному модулю, т.к. позволяют создать виртуальную образовательную среду ЭУМК, в которой реализуется сам процесс обучения. Вход преподавателей и обучаемых осуществляется по индивидуальным паролям через браузеры сети Интернет. Структура элементов ЭУМК определяет логику изучения учебного материала. Возможность свободного доступа к материалам пройденных практических занятий позволяет обучаемым многократно активизировать в памяти основные моменты для более осознанного усвоения содержания учебного модуля. Электронное тестирование в режиме on-line существенно сокращает время, затрачиваемое преподавателем на практическом занятии, для проведения экспресс-контроля знаний.

Текущая аттестация обучаемых осуществляется с помощью контрольных вопросов и заданий, содержащих наиболее типичные примеры тех или иных ситуаций с которыми сталкивается врач в своей профессиональной деятельности. Итоговая аттестация по учебному модулю представляет собой тестирование по компьютерной программе и заключительным собеседованием с написанием протокола по конкретной патологии.

Представленная структура практических занятий с применением описанных педагогических технологий прошла положительную апробацию в ходе обучения интернов и ординаторов кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии Сибирского государственного медицинского университета в 2013/2014 уч. году. Средний результат выполнения электронных заданий текущего контроля на практических занятиях составил 81%, итогового контроля по учебному модулю – 90%. Данные показатели позволяют сделать вывод, что используемая организация практических занятий и применяемые педагогические технологии способствуют усвоению содержания учебного модуля дисциплины «Рентгенология» «МРТ – современный высокотехнологичный метод медицинской визуализации в диагностике заболеваний внутренних органов и систем» на достаточно высоком уровне.

Библиографический список:
1. Коробов А.В., Пасечная В.Г., Федяинова Н.В. Опыт применения педагогических образовательных технологий в профессиональной подготовке врачей МРТ диагностики // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – №4 (39). – Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014. – С. 54–62.
2. Методические указания слушателям послевузовского образования по подготовке к практическим занятиям по учебному модулю дисциплины «Рентгенология» «МРТ – современный высокотехнологичный метод медицинской визуализации в диагностике заболеваний внутренних органов и систем» / авторы-составители: А.В. Коробов, В.Г. Пасечная, Н.В. Федяинова, С.В. Николаева, А.А. Караваев, Т.В. Кульнева. – Воронеж: Изд-во «Новый взгляд», 2014. – 231 с.
3. Федяинова Н.В., Коробов А.В., Пасечная В.Г., Николаева С.В. Возможности среды 1С: Университет в организации дистанционного обучения медицинских работников // Актуальные вопросы в научной и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2013 г.: в 13 частях. Часть 2; М-во обр. и науки РФ. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – С. 148–149.

Другие статьи по теме

Лечение аллергических и иммунологических заболеваний Аллергия - весьма распространенный недуг среди населения планеты. Этому способствует экология, консерванты... Читать далее
Амбулаторная хирургия в федеральной сети клиник "Эксперт" В федеральной сети медицинских центров “Клиника Эксперт” под руководством опытных и высококвалифицированных... Читать далее
Гастроэнтерология в федеральной сети «Клиника Эксперт» Вопросами диагностики, лечения, а также профилактики заболеваний системы органов пищеварения занимается врач-гастроэнтеролог.... Читать далее