+7 (495) 236-85-86
Заказать звонок

Пророческая роль Анатолия Папанова

смерть Анатолия Папанова

5 августа 1987 года в Москве было душным. Но несмотря на жару, немолодой человек в кепке и солнцезащитных очках шёл быстро, и если его кто-то узнавал – переходил на другую сторону улицы и ещё сильнее прятался под кепкой. Это был Анатолий Дмитриевич Папанов. Всем казалось, что он необычно простой и даже грубоватый. На самом деле, он был крайне деликатным и застенчивым человеком, очень не любил внешних проявлений своей профессии и стеснялся своей славы…

С самого первого выхода на сцену до последней роли в кино он обладал редким даром – удивлять зрителя. Даже простую реплику произносил так, что она мгновенно уходила «в народ».

Для того, чтобы сломаться и погаснуть, для многих хватило бы и половины пережитого Папановым. Наверное поэтому люди, близко знавшие Анатолия Папанова, никогда не начинают рассказ о нём, как об актёре, а говорят о нём только как о человеке.

Ещё будучи мальчиком, Папанов хотел стать артистом и посещал театральную студию. Всё свободное время будущий знаменитый актёр проводил на «Мосфильме», снимаясь в массовке в самых разных картинах.

Анатолий Папанов в детстве

Он мечтал, чтобы его увидел какой-нибудь известный режиссёр и предложил ему сыграть в фильме хотя бы эпизодическую роль. Но в планы вмешалась война.

Папанов был серьёзно ранен на ратных полях Великой Отечественной. Вердикт врачей прозвучал, как приговор: «Ходить не будете». Спустя время, когда Папанова спрашивали о ранении, он тихо улыбался и говорил: «Немец мне полпятки срезал».

Анатолий Папанов узнал войну изнутри: через боль, грязь, кровь и солдатский пот. Может быть поэтому никогда не появлялся в орденах и медалях на мероприятиях, посвящённых 9 мая. Для того, чтобы понять, чем была война в жизни Папанова, достаточно увидеть его глаза в фильме «Белорусский вокзал».

Как и все характерные артисты, он расцвёл с возрастом. Первой большой работой в кино для Папанова стала роль генерала в фильме «Живые и мёртвые».

Фильм «Живые и мёртвые»

На тот момент Анатолию Дмитриевичу было уже 40 лет и до этого его отношения с кинематографом не складывались. Несмотря на индивидуальность и талант, долгое время ему доставались только второстепенные роли как в театре, так и в кино.

В 1956 году он получил предложение от Эльдара Рязанова сыграть роль товарища Огурцова в фильме «Карнавальная ночь». Но кинопробы прошли неудачно - режиссёру показалось, что артист играет слишком театрально. Роль Огурцова была отдана Игорю Ильинскому, а Папанов зарёкся сниматься в кино.

Пятью годами позже Рязанов снова пригласил Анатолия Дмитриевича на кинопробы, но Папанов наотрез отказался, мотивировав это тем, что не киногеничен, а значит и терять время незачем. Но режиссёр настоял на своём и картина «Человек ниоткуда» была снята с участием актёра. Фильм с оригинальным киносюжетом Анатолий Папанов посчитал своей первой удачей в кино и… ошибся. «Человека ниоткуда» не допустили на широкий экран. Картина ждала своей премьеры 28 лет.

Человек ниоткуда

Со стороны казалось, что Папанов совершенно спокоен. На самом деле, он тяжело переживал. В это время в его жизни появился алкоголь и он оказался перед угрозой увольнения из театра. И неизвестно, куда бы завела его пагубная страсть, если бы не радостное событие в жизни актёра – рождение дочери Елены.

На предложение сыграть в «Живых и мёртвых», боясь очередного разочарования, Папанов ответил отказом, но режиссёр, Александр Столпер, настойчиво звонил и приглашал прийти на кинопробы.

После выхода этого фильма о актёре заговорили как о незаурядном таланте, которому доступен любой жанр: от комедии и фарса до высокой трагедии. На Папанова одно за другим посыпались предложения сниматься. В середине 60-х на экраны стали выходить комедии с участием Анатолия Папанова, впоследствии составившие «золотой фонд» советского кинематографа.

Уже в 1965 году Эльдар Рязанов, когда-то отвергший Папанова, приступив к съёмкам «Берегись автомобиля», обойтись без актёра уже не мог.

Берегись автомобиля

Одарённость Анатолия Дмитриевича имела и иной эффект. На каком-то этапе работы в его адрес зазвучали мнения: «не вписывается в актёрский ансамбль», «нарушает целостность фильма». Но на этот раз Эльдар Рязанов оставался непреклонен и позволял Папанову создавать лучшие роли.

И на сцене театра и в кино партнёром Анатолия Дмитриевича часто был Андрей Миронов. Эти два актёра вместе создавали неповторимый комический дуэт. Никто и предположить не мог, что два блистательных артиста уйдут из жизни почти в одно время…

Многое в его жизни решал случай. Нелепым стечением обстоятельств стала и его смерть.

Папанов работал много и увлечённо, позабыв об отдыхе и перестав себя беречь. Здоровье, подорванное на войне и последствия ранений отошли на второй план. Были только роли. Была только работа.

64-летний актёр делился с коллегами, что когда плохо себя чувствует – принимает ледяной душ. Его предостерегали, что это очень опасно. Но он никого не слушал.

Последней ролью Папанова стал Копалыч в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего». Зрители увидели картину на экранах уже после смерти Анатолия Дмитриевича…

Холодное лето пятьдесят третьего

Когда работа над фильмом была уже закончена, актёр обратился к режиссёру с просьбой показать ему могилу сыгранного им персонажа, Копалыча. Казалось, его терзало предчувствие беды. Через несколько дней Папанова не стало.

В своём последнем кадре Папанов говорит пророческие слова: «Об одном жалею… Годы… Так хочется пожить по-человечески и работать». После съёмок фильма артиста ждали на гастроли Театра сатиры в Прибалтике – ему предстояло играть спектакли. Но к назначенному сроку пунктуальный Анатолий Дмитриевич так и не появился.

5 августа 1987 года, подойдя к своему дому на улице Алексея Толстого, Анатолий Папанов встретил знакомого слесаря, сообщившего актёру новость – в доме нет горячей воды. Анатолия Дмитриевича это не испугало. Придя домой разгорячённый и уставший, он встал под воду. Спустя мгновение сердце актёра перестало биться… В минуту гибели Анатолий Папанов находился совсем один и спасти его было некому.

Зять Папанова, Юрий, перелез в квартиру через соседнюю лоджию и тут же услышал шум воды. Анатолий Дмитриевич сидел в ванной, уронив голову на колени…

Патологоанатом, проводивший вскрытие, скажет жене Папанова о том, что у актёра произошла остановка сердца.

Каждый из нас может оказаться рядом с человеком, у которого произошла остановка сердца. У остановки сердца есть два ключевых симптома: отсутствие сознания и дыхания. Как правильно оказать первую помощь при остановке сердца? Попросите кого-то вызывать скорую помощь с дефибриллятором и сразу приступайте к реанимационным мероприятиям.

Уложите пострадавшего на твёрдую ровную поверхность на спину, руки прижаты к туловищу, ноги приподнимите на 30 градусов, освободите грудь и живот больного. Для того, чтобы открыть дыхательные пути – ладонь левой руки положите пострадавшему на лоб, а двумя пальцами правой руки слегка приподнимите ему подбородок. Далее наклонитесь к больному как можно ближе для того, чтобы услышать его дыхание, ощутить его щекой и наблюдайте за экскурсией грудной клетки. Для того, чтобы убедиться, что дыхания нет – у вас есть максимум 10 секунд.

Если дыхания нет – переходите к сердечно-лёгочной реанимации. Она состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга этапов: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Первая помощь при остановке сердца

Для осуществления непрямого массажа сердца положите ладонь на середину грудной клетки пациента между ключицей и мечевидным отростком, ладонь второй руки положите сверху, пальцы сожмите в замок и начинайте компрессию грудной клетки сверху вниз с амплитудой 6 см (это длина спичечного коробка) и частотой 100-120 в минуту. При этом необходимо сделать 30 компрессионных движений. Т.е. совершайте 30 толчкообразных надавливаний на грудную клетку с частотой 120 в минуту. После 30 компрессий необходимо сделать 2 вдоха в дыхательные пути пациента, при этом одной рукой зажав больному нос, а вторую расположив под его шеей. 1 вдох – 1 секунда, 1 выдох – 2 секунды и повторите вдох.

После 5 циклов остановитесь и посмотрите, есть ли пульс на сонных артериях. Если он появился – реанимационные мероприятия прошли успешно. Если пульс не определяется – реанимационные мероприятия продолжаются в течение 30 минут.

11 августа, в день похорон, в афише стоял «Вишнёвый сад», где Папанов играл Гаева, а Андрей Миронов - Лопахина. Но вместо это назначили творческий вечер Миронова. Андрей Миронов скончался через несколько дней, на рижской сцене.

Вместе с уходом Папанова закончилась эпоха советского кино.

Анатолий Папанов часто любил повторять, что вообще не понимает, как с таким произношением и такой внешностью он вообще стал актёром, называя себя «ошибкой режиссёров». Он недоумевал – почему все восторгаются его работами, ведь он, как ему казалось, не делал ничего особенного.

А его любили и узнавая на улице, здоровались и кланялись, смущая Анатолия Дмитриевича. Всё потому, что он был такой один… О нём говорили, что он всё делал исключительно по-своему. Думал, говорил и видел окружающий мир по-папановски. Таким он и остался в сердцах миллионов поклонников его таланта – Папановым, Актёром с большой буквы. Его появление на экране заставляет отложить все дела и смотреть на него, что бы он не играл.

актёр Анатолий Папанов

Ранее мы писали о судьбах других актёров и режиссёров:

Катастрофа Альфреда Хичкока 

Открытое сердце Петра Тодоровского 

Последний вздох Олега Ефремова 

Смерть, как роль (Евгений Евстигнеев) 

Он ушёл на радугу (Дмитрий Марьянов) 
 

Другие статьи по теме

Лечение аллергических и иммунологических заболеваний Аллергия - весьма распространенный недуг среди населения планеты. Этому способствует экология, консерванты... Читать далее
Амбулаторная хирургия в федеральной сети клиник "Эксперт" В федеральной сети медицинских центров “Клиника Эксперт” под руководством опытных и высококвалифицированных... Читать далее
Гастроэнтерология в федеральной сети «Клиника Эксперт» Вопросами диагностики, лечения, а также профилактики заболеваний системы органов пищеварения занимается врач-гастроэнтеролог.... Читать далее